Русский English Deutsch Español Français 中文

Авторизуйтесь

Афиша

Назад

Балет "Анюта"

  • 22 мая 18.30
    Где – Самарский академический театр оперы и балета, пл. Куйбышева, 1

Рождению фильма-балета «Анюта» (1982) послужила не литературная основа – рассказ Чехова, а музыка – вальс композитора Гаврилина, однажды случайно услышанный режиссером Александром Белинским и предложенный им хореографу Владимиру Васильеву в качестве музыкального номера.

Музыку балета постановщики составили из разрозненных фрагментов крупных сочинений Валерия Гаврилина и его отдельных пьес, которым придал стилистическое единство оркестровавший партитуру дирижер Станислав Горковенко. Вальс, впоследствии названный создателями балета «чеховским», звучал прежде в телеспектакле Белинского «Театральная история» (1976). Тема чиновников возникла из фрагмента «Государственная машина» оратории Гаврилина «Скоморохи» (1967). Знаменитая тарантелла – не что иное, как оркестрованная французская песенка из альбома фортепианных пьес. В истории балета это был один из редких случаев, когда музыка, не предназначавшаяся для сцены, стала теперь неотделима от спектакля.

В процессе съемок телебалета Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер (совместно с Александром Белинским), и как исполнитель роли отца Анюты – Петра Леонтьевича. Партия Анюты предназначалась специально для Екатерины Максимовой. Великая балерина, отличавшаяся удивительной естественностью, правдивостью, грациозностью и обаянием, в этом телебалете создала многомерный образ молодой женщины, сочетающей в себе трогательную искренность и лукавство, простодушие и беспечность. Екатерина Максимова по-своему трактовала чеховскую героиню, не оправдывая и не обвиняя её. Анюта тянется к празднику, ей хочется веселья, – и она принимает кажущееся за подлинное, мишуру – за настоящее счастье. Лишь в минуту внезапного прозрения она осознаёт безысходность своего положения и снова стремится забыться в упоительном танце.

После выхода на экраны телебалет «Анюта» был показан не только в СССР, но и за рубежом. Он получил приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Золотая Прага» (1982) и Большой приз конкурса музыкальных фильмов на X Всесоюзном фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983).

В 1986 году по предложению дирекции неаполитанского театра Сан-Карло Владимир Васильев создал на основе телебалета самостоятельный двухактный спектакль. Премьера в Сан-Карло имела грандиозный успех: «Анюта» получила премию года как лучший спектакль в Италии. Вскоре после этого балет был поставлен в Москве, в Большом театре, и также отмечен наградой как лучший спектакль по Чехову. С тех пор эта постановка объехала практически весь мир.