Картины Ильи Репина, хранящиеся в Самарском областном художественном музее
«Будь я молод, сам бы пошел воевать ….. Я плакал, когда узнал …… об уничтожении художественных сокровищ, являющихся достоянием Бельгии»
И.Репин
РЕПИН И.Е.(1844-1930). Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году. 1914. Холст, масло.
На создание картины Илью Репина вдохновил эпизод, который произошел в начале Первой мировой войны. Хотя Бельгия объявила о своем нейтралитете в военном конфликте, тем не менее, германские войска вторглись на её суверенную территорию. Бельгийцам пришлось отступить и оставить столицу — город Брюссель, тогда король Альберт I приказал взорвать речную плотину, преградив путь противнику. До конца войны бельгийцам удавалось удерживать небольшой плацдарм. Российский император Николай II в ноябре 1914 года за решимость и мужество наградил бельгийского короля воинским орденом Святого Георгия III степени.
Моделью Илье Репину послужил поэт-футурист Василий Каменский. Художник несколько раз переписывал голову короля – искал идеальный ракурс, чтобы подчеркнуть динамику происходящего. В итоге решил, что человеческая голова должна быть повернута в правую сторону, а голова коня — в левую. Репин намеренно построил композицию ассиметрично. Для этого он сдвинул фигуру скачущего всадника вправо, а всю левую часть полотна заполнил огнем и клубами дыма.
Альберт I стал национальным героем: король-рыцарь, король-солдат, король-гражданин...В России его именем был назван военный госпиталь. Впервые портрет бельгийского короля был представлен публике на выставке художников-передвижников в Петербурге в 1914 году. Работой Ильи Репина заинтересовались самарские купцы Шихобаловы, известные своей любовью к искусству и щедрой благотворительностью.
В письме ценителей репинской живописи к художнику от 07 сентября 1915 года сообщалось: «…Будем теперь ожидать Альберта с нетерпением ». Шихобаловы купила картину за шесть тысяч рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего в то время составляла двадцать два рубля). Половину суммы Илья Репин пожертвовал пострадавшим от войны бельгийцам.
РЕПИН. И.Е.(1844-1930) Портрет А.Г. Рубинштейна (1829-1894)
1909-1915. Холст, масло
«Интересная голова, на льва похожа»,— так писал Репин о своих впечатлениях известному художественному и музыкальному критику В. В. Стасову о выдающемся пианисте, композиторе, основателе и директоре Петербургской консерватории, концертировавшем не только у себя в стране, но и в странах Западной Европы и США - Антоне Григорьевиче Рубинштейне.
Глубоко понимая и любя музыку, Илья Ефимович Репин создал целую портретную галерею современных ему лучших композиторов и музыкальных деятелей России. Среди них портрет Антона Григорьевича Рубинштейна — один из самых динамичных по композиции и богатых по колориту. К личности великого музыканта художник обращается уже в третий раз. Если раньше композитор позировал ему, то теперь художник пишет по памяти. Дирижёр стоит на возвышении, фоном служит огромный концертный зал, он полон, лица зрителей неразличимы, но художник удивительным образом сумел передать единство зала и оркестра. Как таковой, оркестр в картину не вошел, но его присутствие ощутимо. Уверенный дирижерский взмах, золотистый свет люстр, да и сам формат картины придают патетику репинскому произведению. Эта картина представляет интерес и как позднее произведение И. Е. Репина — в период работы мастеру исполнялось 70 лет, тем не менее, в своем творчестве он активно использует приёмы импрессионизма: смягчает контуры, высветляет краски, мастерски передает свечение воздуха.
За время работы над портретом, с 1909 по 1915 год, Репин познакомился с купеческой семьей Шихобаловых из Самары; в которой интересовались творчеством художника и договорились с ним о приобретении двух картин, на одной их которых был изображён выдающийся русский музыкант, тоже выходец из культурной купеческой семьи.
Репин И.Е. По следу. (Казаки в степи) 1881. Холст, масло
...Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой.
Из письма Ильи Репина Николаю Лескову, 1889.
Собирать материал для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репину помогал историк Дмитрий Яворницкий, предоставив свободный доступ к своим материалам и коллекции старинных казачьих атрибутов – одежды, трубок, обуви, оружия.
Предварительные зарисовки художник делал во время путешествия по местам бывших Запорожских сечей в 1880—1881 годах («Малорусские типы») с его учеником - Валентином Серовым, в ту пору еще начинающим молодым художником.
Одна из подготовительных работ Репииа к грандиозному полотну о запорожских казаках, над которым автор трудился более 10 лет, - «По следу» - отображает природу острова Хортица, казавшегося художникам, по воспоминаниям В.Серова, выкованным из чистого палевого золота с лиловыми тенями, слепившим глаза на раскаленном солнце — это впечатление создавали густо покрывавшие большие пространства палевые иммортели, а дальше простиралось голубое-голубое небо.
Казак на переднем плане поражает своей выразительностью. Он сосредоточенно высматривает затерявшийся в траве след врага. На нем яркий наряд – высокая шапка из мерлушки, красный кафтан и широкие темно-синие шаровары. В руках наготове ружье – во всём чувствуется сосредоточенность и решимость.
Репин И.Е. Волжский Пейзаж с лодками. 1870. Холст на картоне, масло
Лодки, изображённые Ильёй Ефимовичем Репиным на фоне виднеющегося вдали Царёва кургана во время его пребывания на Волге, «вернулись к родным берегам» 84 года спустя и наконец-то заняли достойное место в постоянной экспозиции Самарского областного художественного музея. Это этюд, написанный для одноимённой картины, находящейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Незамысловатость композиции из двух маленьких лодок и маленького буксира, дымящего трубой, и почти монохромность красок как бы усиливают величие главной водной артерии России.
Репин И.Е. Бурлак. 1870. Бумага, коричневый карандаш
Репин написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них он создал купленную великим князем Владимиром Александровичем картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1872 году. Эта картина, изображающая тяжкий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства.
В Самарский областной художественный музей в 1961 году из частной коллекции поступил маленький карандашный рисунок, изображающий очень просто одетого молодого человека, в углу листа авторская подпись Ильи Ефимовича Репина. Дата создания рисунка - 1870 и место – Саратов – дают основание предполагать, что этот набросок сделан художником в качестве рабочего материала для будущей картины.
Автор:
SAMARA.TRAVEL,
Статья подготовлена Самарским областным художественным музеем